Рецензия на фильм Фильм-социализм
nektol
Рецензий: 642

Едва ли среди нас найдется тот, кто это всё поймёт и разберёт.

Состоит этот кинофильм из трёх частей. В первой зритель увидит пассажиров на круизном корабле, услышит их странные беседы-фразы, часто не видно даже кем произносятся эти реплики. Во второй дети, девочка и мальчик от родителей требуют объяснения таких понятий, как братство, равенство и свобода. В третьей части зрителю будут представлены шесть мест: Барселона, Неаполь, Греция, Одесса, Палестина, Египет.

Круизный лайнер, на борту которого находятся болтливые чиновники, философы, военные преступники, сыщики, дети, обходит Средиземноморье, а во Франции на бензоколонке происходит спор между отцами и детьми. На лайнере собрались люди разные по национальности и возрасту, имеющие разные взгляды и убеждения, разговаривающие на разных языках.

Здесь есть даже русская женщина, которая говорит чисто по-русски. Это уже хорошо, тем более, что она даже не с длинной косой и не в кокошнике, но всё испортили матрёшки эдакий опознавательный знак, указывающий на Россию.


Так вот, этот своеобразный «Вавилон» перемещается по Средиземному морю, причём корабль нигде не останавливается. Здесь, по сути, ничего не происходит, зритель видит набор эпатирующих сцен с обрывистыми фразами неизвестно кем и кому сказанные, которые все вместе, если их собрать, составят сборник разнообразных цитат.

Картина эта полная сценарная абсурдность с отсутствующим сюжетом, в ней даже нет намёка на связь того, что происходит на экране. Неадекватность происходящего шокирует с первых же минут. Зритель видит сцены, снятые на любительскую камеру или даже на сотовый телефон, в которых невероятно страдают и звук, и изображение. И эти обрывочные сцены сняты как будто разными людьми, а потом воедино смонтированы в рваном монтаже.

Камера разгуливает подобно ветру среди людей, которые непонятно что делают, выхватывает обрывки фраз. Уследить и понять связь между этими фразами и картинкой просто нереально, тем более, что это повествование с неописуемой чушью, творящейся на экране, ни к чему не приводит. Переварить эти рваные кадры с отсутствием истории, с приплетёнными непонятно зачем утомительными обрывками фраз, с несоответствием звучащего и изображаемого, с внезапно возникающим молчанием, никак не получается.

И этот фильм не приводит к каким-то выводам, лишь создаёт сплошной мрак. Его разбор находится за гранью моего понимания, потому что он представляет собой гремучую смесь марксизма, философии, эзотерики, священного джихада, цитат нацистских преступников, Киплинга и даже романы Марининой Александры.

Годар, наверное, свои все декадентские мысли, возникшие у него за всю его жизнь, здесь пытается высказать, но это его авторское размышление приводит лишь к сумбуру. Фильм, в котором в виде галлюцинаций и миражей перед зрителем проходят бессвязные сцены, вставки из других кинолент, фотографии, огромное количество символов и образов, историческая хроника, фрагменты скульптур, абсолютно непонятен для зрителя, вряд ли кому-то его удастся расшифровать.

Но это Годара совершенно не волнует, даже если все зрители покинут зал до конца этого фильма с бессвязным хаосом и больными звуками, предавшего анафеме все законы киноповествования. Весь фильм просто кричит, что если не поняли, значит, вы неучи невежественные. Фильм даже трудно назвать художественным, это просто поток сознания, оборванных образов, идей, исторических, экономических, философских цитат, зачитываемых под дикую музыку и нарезку каких-то непонятных картинок. Здесь Годар старается блеснуть своей эрудированностью, философско-метафизической насыщенностью. Но чувствуется закомплексованность по поводу того, что Наполеона из России изгнали. И, если из картины всю мишуру убрать, то станет понятен её посыл, состоящий в том, что французы самые крутые, умные и гордые. А отказ режиссёра от Оскара является доказательством этому, а вовсе это не протест Голливуду, как было это воспринято.

В общем, с таким чересчур «умным» фильмом умнее не станешь. Если бы мысли сумасшедшего удосужились снять, то, вероятнее всего, получился бы именно такой фильм. Сначала надо было Годару мысли свои в голове упорядочить, а потом снимать.

Советую рекомендовать посмотреть этот фильм-манифест Годара, который трудно смотреть и невозможно понять, вашим врагам.

Наверное, всем, кто не бросил просмотр через несколько минут, порадовал кадр с разговаривающими кошками. Только вот тоже абсолютно непонятно к чему был включён этот эпизод в фильм.







1 / 10
Отзывы
Добавить отзыв
К этой рецензии ещё нет отзывов.
Наверх